Рецензия о спектакле «Созвездия»
О спектакле «Созвездия» театра ARTиШОК
Когда вы придете в ARTиШОК на спектакль «Созвездия», перед входом в зал вас попросят надеть бахилы. Стандартные, «больничные», голубые. В зале стены и декоративные подиумы обтянуты того же цвета полупрозрачным пластиком – идеально гладким, а оттого кажется, что в нем можно увязнуть. И если посмотреть на свои ноги, создается впечатление, что вы в это лазурное желе только что случайно вляпались. Такого чистого цвета в Алматы редко бывает небо: только в ясные дни и только рано утром, когда на город еще не успел спуститься смог. Такого цвета космос изобразил в спектакле художник Антон Болкунов.
После премьеры Болкунов признается: вообще он не очень любит цвета и старается использовать их по минимуму. В «Созвездиях» цветов всего четыре: вот эта безупречная лазурь в декорациях и еще три – в костюмах персонажей. Витальные и трендовые: горчичный, винный и темная бирюза. В них одеты живые и теплые герои – на контрасте с нежилым и холодным космосом. «Созвездия» - это спектакль петербургского режиссера Бориса Павловича, который попал в Алматы по программе поддержки русских театров за рубежом, организованной Союзом театральных деятелей РФ. Приезд его был долгожданным, но скороспелым, быстро пришлось определяться и с пьесой, по которой он начал бы работу в ARTиШОКе.
Для пьесы «Созвездия» британского драматурга Ника Пейна постановка в Алматы стала первой в мире на русском языке (в переводе Александры Горбовой). В оригинале пьеса была с успехом сыграна в Лондоне и Нью-Йорке, а среди самых известных артистов, сыгравших в «Созвездиях», были Джейк Джилленхол и Рут Уилсон.
И хотя персонажей в пьесе действительно только два, режиссер первого русскоязычного спектакля по «Созвездиям» подошел к трактовке с точки зрения физики: раз текст подразумевает бесконечное количество вариантов развития событий, значит, играть персонажей может бесконечное количество артистов. В случае с артишоками, конечно, не бесконечное – на сцену они выходят вшестером (Анастасия Тарасова, Дмитрий Копылов, Виктория Мухамеджанова, Куантай Абдимади, Мунира Думан и Нурсултан Мухамеджанов) и разыгрывают девять разных пар. Точнее, одну и ту же пару, Роланда и Мэриэн, но в разных временных и пространственных измерениях.
По жанру «Созвездия» ближе всего к мелодраме: в пьесе герои, мужчина и женщина, знакомятся, начинают встречаться, женятся, переживают измену, а под финал в их отношениях случается конфликт жизни и смерти. Причем в разных вселенных, где живет каждая из пар, реальность собственная, и как в любом популярном произведении о параллельных мирах, где-то эти реальности больше похожи друг на друга, а где-то не похожи совсем. И несмотря на то, что у спектакля есть все признаки мелодрамы, нельзя забывать о том, что это все-таки ARTиШОК – в этих стенах не уживаются традиционные представления о театре.
Красок в способе существования актеров на сцене немногим больше, чем в декорациях: их эмоции формальны, их движения из-за прописанных драматургом повторений механизированы. И в результате профит – фанаты мелодраматических историй самостоятельно додумывают себе историю, чтобы над ней поплакать, противники жанра - не находят повода для раздражения.
«Созвездия» получились красивым и тонким спектаклем без привычной ARTиШОКу актуальной, социальной составляющей, но созданным в соответствии со всеми современными театральными тенденциями и высоким профессионализмом всех его авторов. Такой спектакль может стать новой визитной карточкой театра, и его в первую очередь станут предлагать новым зрителям, чтобы они снова захотели вернуться.
Автор: Ольга Малышева