Рецензия о спектакле "Мечта"

Художественный руководитель арт-убежища "Бункер" Азамат Абдильдинов поставил спектакль по пьесе российского драматурга Ярославы Пулинович "Наташина мечта". Идея инсценировать историю о подростках из 90-х пришла директору и актрисе театра Ксении Кутелевой.

Ярослава Пулинович принадлежит к уральской школе русской драмы, она одна из самых известных и успешных учениц Николая Коляды. Уральскую драму "Бункер" уже примерял на себя – первым спектаклем театральной команды была "Банка" по пьесе екатеринбурженки Таи Сапуриной.

"Наташину мечту" в русских (да и не только русских) театрах ставили больше, чем любую другую пьесу Пулинович. Даже в Алматы это уже не первая постановка – полтора года назад моноспектакль "Наташина мечта" в версии режиссера Наталии Сакович играла актриса Алма Рулас. Тот спектакль пережил только пару показов; у "Бункера" на свою "Мечту" далеко идущие планы.

Пьеса состоит из трех частей – двух монологов и текста письма, в варианте "Бункера" спектакль играют две актрисы - Ксения Кутелева и Виолетта Колибердина. При этом режиссер Азамат Абдильдинов придумал историям Наташ специальный жанр – "социальная драма в рамках групповой поддержки".

Чаще всего "Наташину мечту" Пулинович играют так, как она написана – в форме монолога. Абдильдинов перемонтировал текст пьесы, при этом предельно сохранив его содержание, чтобы обе главные героини между собой максимально взаимодействовали. В этой режиссерской версии Наташи (одна – детдомовская оторва, другая – зубрилка из интеллигентной семьи – пока все как у драматурга) встречаются на сеансе групповой психотерапии и рассказывают свои истории, перебивая друг друга.

У актрис, играющих ровесниц Наташ (персонажам по шестнадцать), между собой разница в возрасте в десять лет, при этом у каждой есть преимущества – Колибердина сама недалеко ушла от возраста героинь, Кутелева (как и Пулинович, и Абдильдинов) принадлежит к тому поколению, пубертат у которого пришелся на сложные девяностые.

Стилизация под эпоху при этом в спектакле приятно меткая. Во многом она достигается музыкой – от Селин Дион до "Руки вверх" - но есть и масса очаровательных мелочей в реквизите. Так, к примеру, Наташа Ксении Кутелевой пользуется духами Green Tea - дешевым парфюмом, который в конце прошлого тысячелетия был чуть ли не у каждой девчонки.

Художником спектакля стала Элен Будникова, но понятно, что вся "Мечта" - очень плотная коллективная работа. Здесь визуальные детали закручены с пластикой, бутафория с речью, музыка с взаимодействием с залом. При этом на долю актрис все-таки остается весомая составляющая действия: предельно сосредоточенные, мастерски собранные, но получающие заметное удовольствие от существования во вселенной спектакля, Кутелева и Колибердина создают своих Наташ точными, честными и обаятельными. Последнее для героинь Пулинович особенно важно: каких бы персонажей ни сочиняла драматург, у нее они все симпатичные.

Интересно, как Абдильдинов решил взаимодействие героинь по ходу спектакля. В "Мечте" на сцене происходит постоянное копошение (как привет подростковой гиперактивности?) – актрисы не сидят на месте ни в время своих реплик, ни тем более, когда начинает говорить партнерша. Занимает их режиссер по-разному: заставляет петь, танцевать, рисовать, молиться, пытаться совершить суицид – совершать полный набор непоследовательных действий из арсенала шестнадцатилетних.

Источник: today.kz

предыдущий следующий