Рецензия о спектакле "Любовь имеющие внутри"
В апреле в алматинском ARTиШОКе выходят сразу два новых спектакля, поставленных приглашенными московскими режиссерами. Премьеры стали итогом театральной лаборатории, проведенной при поддержке союза театральных деятелей РФ в конце прошлого года, когда три молодых постановщика показали публике три эскиза.
Ожидалось, что из трех будет выбран один, который станет впоследствии репертуарным спектаклем ARTиШОКа. Но выбрали в результате два: публика проголосовала за "Любовь имеющих внутри" Рушана Иксанова, труппа – за "Звериные истории" Алексея Шавлова. "Любовь имеющие внутри" - спектакль по роману австрийской писательницы, Нобелевского лауреата Эльфриды Елинек "Любовницы". Это история двух молодых женщин, Бригитты и Паулы, существующих, несмотря на непохожие биографии, в очень близких и одинаково ограниченных представлениях о счастье.
"Любовницы" - феминистский роман, написанный Елинек, по ее признанию, от "бешенства и ненависти". Язык романа упрощенный, рваный, угловатый, и режиссер Иксанов в спектакле сохранил эту простоту и жесткость. Концепцию поддерживает работы художника-постановщика Антона Болкунова и художника по костюмам Арины Иксановой. Ретрофутуристичные декорации из необработанного дерева и пошитые из собранных по секонд- хендам джинсов костюмы настолько же экологичны, насколько токсичны отношения между персонажами. И если по картинке спектакль больше всего напоминает плакат "We Can Do It!" (кроме того, сочетание оттенков желтого и синего очень локально), то идея им доносится противоположная: здесь не исправить уже ничего.
"Любовь имеющие внутри" - это вневременная сатира на договор об общественных отношениях, в частности – на взгляд о роли женщины в обществе. Спектакль транслирует популярную модель поведения, которую навязывают молодым женщинам: выйти замуж и этим успокоиться.
Ни о какой любви здесь речи не идет: главное – устроится. "Устроиться" в понимании обеих героинь, Бригитты и Паулы, - означает найти подходящего мужчину и удержать его: при помощи сексуальных отношений и, как их следствие, рождения ребенка. Модель одинаково верна для различных типов темперамента, образа жизни и мироощущения: что для практичной Бригитты, что для мечтательной Паулы. Обе они похожи на марионеток: угловатая Бригитта в исполнении Анастасии Тарасовой и мягкая Паула, которую играет дебютантка на сцене ARTиШОКа, бывшая актриса Немецкого театра Ксения Мукштадт. Героини зависимы и несвободны – от мужчин, от семьи, от предрассудков.
Интересно, что история "Любовь имеющих" как иллюстрация западноевропейского общества второй половины прошлого века пересекается с другой, местной, современной, рассказанной ARTиШОКом в спектакле "Ұят". Болезненно это соответствие в той сцене из спектакля Иксанова, в которой родители Паулы совершают насилие над дочерью за то, что она забеременела, не выйдя замуж. Это о тех же ужасах, с которыми сталкивается героиня "Ұят" Асель, родившая и оставившая внебрачного ребенка в поле из чувства стыда.
В "Любовь имеющих внутри" интересно решение образов родителей: здесь всех матерей играет Галина Пьянова, всех отцов – Айдос Рысхан. Что пары, что родители-одиночки, силами актерских работ друг на друга совершенно не похожи, они намеренно преувеличенны и отнесены друг от друга на разные полюса. Но недаром у них одинаковые лица: все эти матери и отцы равно опасны для своих детей.
Спектакль при этом провозглашает неизбывность такого общественного устроения. Сколько угодно может казаться, что мир устроен по принципам толерантности, что все люди имеют равные права, что технический прогресс изменил образ жизни людей к лучшему. На самом дели первобытные проблемы и животные инстинкты все еще остаются основой существования. Глобальность истории с насилием над личностью иллюстрируется в финальной сцене спектакля, когда в деревянный мир персонажей входят прямо из зала несколько десятков женщин-статисток. И что особенно эффектно, после окончания действия все они остаются на поклон вместе с труппой. И то ли это о том, что вместе мы – сила, то ли наоборот: каждая из нас – один на один со своим выбором.
Автор: Ольга Малышева