Рецензия о спектакле B.O.Q.
В Алматы открылась новая театральная площадка "Трансформа", и первыми на ее сцену вышли актеры труппы LAB 316 со спектаклем B.O.Q. в постановке режиссера Кубы Адылова.
В названии B.O.Q. легко читается казахское "боқ", которое отражает и материал, по которому поставлен спектакль, и его настроение. Изначально постановку по "Геркулесу и Авгиевым конюшням" Дюрренматта планировали назвать просто "Говно", но в конечном итоге спектакль получил более лощеное наименование на афишах.
Швейцарский немецкоязычный автор Фридрих Дюрренматт написал "Геркулеса" полвека назад, но история о том, как античный полубог проигрывает, совершая свой тринадцатый подвиг – хождение по инстанциям – на современную отечественную реальность ложится, как влитая. По сюжету пьесы, президент Авгий поручает герою очистить государство от навоза, но управления и министерства одерживают верх над Геркулесом, а Элиду затапливает дерьмом.
Бюрократия остается неизменной во все времена: что в античные, что в середине прошлого века, что в начале нынешнего. Совершенно живые герои спектакля, обаятельные и симпатичные, как на подбор, вне зависимости от того, по какую сторону баррикад они находятся, узнаваемы просто на разрыв. Дюрренматовского "Геркулеса" участники LAB 316 перевели и поставили на казахском, и такой острой драматургии отечественный театр не видел давно.
LAB 316, выпускники колледжа при академии искусств, сами выбрали материал для работы и пригласили режиссера Кубу Адылова возглавить это "восстание" за честность и против традиционализма в казахском театре. Спектакль в итоге получился хоть и эстетически выдержанным в канонах эпического театра (то есть в любом случае созданным с соблюдением традиций – хоть и отличных от принятых в обоих казахских государственных драмтеатрах в Алматы), но по духу – абсолютно свободным от любых рамок.
Там, где у Дюрренматта заявлен хор парламентариев, а у Брехта звучал бы зонг, участник LAB 316 под псевдонимом ARShAT (он автор всех музыкальных вставок, звучащих в спектакле B.O.Q.) поет под гитару песни собственного сочинения. Там, где в формате эпического театра, артист выходит из образа и комментирует поступки своего персонажа, участники лаборатории тоже выходят из образа – но в другую сторону. В нескольких эпизодах они демонстрируют, как выглядит со стороны героическая и пафосная казахская драма: одним словом – смешно.
Причем смешно не только там, но по той же причине – узнаваемо. Как в Элиде с флагами встречают Геркулеса – узнаваемо. Как чиновники рассуждают о важности дерьма в экономике и культуре – узнаваемо. Как народный герой превращается в марионетку – тоже узнаваемо.
И финал спектакля, хотя тоже не имеет никаких расхождений с оригинальным текстом, звучит хлестко и современно: "Начинайте расчищать дерьмо в стране с собственной головы". Этот остросоциальный месседж в последнее время все чаще транслируется в отечественном искусстве, причем далеко не только маргинальном, а самом что ни на есть попсовом. B.O.Q. в этом смысле тоже продукт совсем не на узкую аудиторию, это спектакль доступный, понятный и что самое приятное – смешной.
Юные, тонкие и пластичные, семеро участников LAB 316 (и восьмой, guest star – худрук "Трансформы" Антуан Дукравец) обходятся на сцене без сложных декораций и с минимальным реквизитом. Их главный инструмент – мимика (с голосом они пока не научились управляться в полную мощь), а главная сила – искренность.
Театр начинается с правды – вот, пожалуй, о чем и B.O.Q., и вообще вся команда LAB 316. Для площадки "Трансформа" - это лучший из всех возможных вариантов старта. И даже две лепешки сушеного кизяка, которые лежат на сцене в первых сценах спектакля, выглядят как хорошая примета.
Источник: today.kz