Рецензия на спектакль "Я Гамлет"

Рецензия от Ольги Малышевой об обновленном спектакле "Я Гамлет" Немецкого театра. В начале театрального сезона британский режиссер Джефф Черч поставил с труппой алматинского Немецкого театра спектакль "ЯГамлет" в формате сайт-специфик. В сентябре режиссерскую трактовку шекспировской трагедии играли в здании Союза писателей Казахстана, причем практически – по всему зданию, Черч задействовал и лестницы, и коридоры, и кабинеты, и актовый зал.

Но отношения Немецкого – главного "кочевого" театра страны, все еще живущего без собственной сцены – с писательской локацией разладились, и практически на полгода труппа о "ЯГамлете" забыла. На помощь пришла команда арт-убежища "Бункер", которая пригласила играть спектакль к себе в подземелье. Чтобы адаптировать масштабный, что по времени, что по площади, спектакль лондонского постановщика, художественному руководителю Немецкого театра Наташе Дубс пришлось едва не полностью его изменить. Новый "ЯГамлет" стал вдвое короче – с трех часов он ужался до полутора. В "Бункере" из-за ограниченного пространства пришлось отредактировать и формат: спектакль перестал быть квестом, и с самого начала публике предлагаются сидячие места. Декорации, которые в прежней версии можно было рассматривать и трогать, от зрителя отделили сеткой. Ну и в принципе участие аудитории в спектакле в версии Дубс никак не предусмотрено.

"ЯГамлет" теперь – не аттракцион, но спектакль. На этот раз режиссеру было интереснее работать с артистами, а не с пространством, поэтому история получилась хоть и менее антуражная, зато более логичная. Теснее и ярче стали выглядеть отношения между героями. Практически стерлась грань между театром переживания и театром представления: напомню, что по сюжету инсценировки полиция приглашает группу актеров на место убийство шекспировских персонажей, и те проигрывают события трагедии.

Из-за ограниченного пространства и отказа от зрительского променада дистанция между публикой и актерами сократилась до минимальной, и последние, похоже, этому только рады. Немецкому привычно работать на камерных площадках, а каждому из труппы – быть на виду, это их зона комфорта. Все они прекрасно понимают, насколько хороши, и получают явное удовольствие, это демонстрируя. Дубс не то чтобы отказалась от всех идей Черча, напротив: некоторые из них она донесла даже яснее, чем это было на первых показах. В спектакле стало заметно меньше мистики, "очеловечились" отвечавшие за сверхъестественное персонажи Ирки Абдульмановой и Бекарыса Боранбаева. Заключенная в названии спектакля мысль тоже получила прямое воплощение: в сцене объяснения Офелии и Гамлета место заглавного персонажа занимает зеркало, в которое по очереди смотрит каждый зритель, пробующий ощутить себя принцем датским.

Распутывается и клубок противоречий между ключевыми персонажами. Дмитрию Хольцманну в роли Клавдия наконец ничего не мешает демонстрировать мужественность и сексуальность (Черч тоже планировал, что в его версии Клавдий привелчет Гертруду молодостью и харизмой). Ксения Мукштадт и Антон Дукравец (Офелия и Лаэрт) свою линию сестры и брата ведут трогательно и искренне, и от этого даже как-то болезненно вспоминать: эта история, по сюжету спектакля, всего лишь часть следственного эксперимента. Несмотря на то, что обновленный "ЯГамлет" приобрел особую чувственность, очарование и даже томность, главное, что он потерял – это юмористическую составляющую. В первую очередь, оттого, что у исполнителя роли Полония Александра Дара отняли большую часть сценического времени (хотя он блистает и те недолгие минуты, что ему были оставлены). Еще два комических персонажа, Розенкранц и Гильденстерн (Оксана Тяменко и Родион Янцен) как будто растеряли свое обаяние в образах судмедэкспертов: их слишком много было вначале и почти не осталось в конце – в той самой эффектной сцене в морге, которая особых изменений не претерпела, кроме опять же сжатия по времени.

Алматинские зрители обвиняли Джеффа Черча в том, что он своим "ЯГамлетом" попрал законы и традиции, оставив чистый экшн. Так вот: тем, кто был недоволен – рекомендую репостановку Наташи Дубс. В ней яснее все: и форма, и история, и актерские работы. Это, впрочем, не значит, что спектакль стал лучше (или хуже) – он стал другим. Что-то приобрел, чего-то лишился.

Взят из http://today.kz

Купить билеты на этот спектакль можете здесь: https://ticketon.kz/event/iamhamlet

предыдущий следующий