Рецензия на спектакль "Королева красоты"

Рецензия от Ольги Малышевой о спектакле "Королева красоты" в Алматинском театре "Бункер".

Спектакль "Королева красоты" по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха поставили в алматинском театре "Бункер".

Молодой независимый театр уже пробовал и писать для себя самостоятельно, и работал с российской новой драмой, и пытался примерить на себя абсурдистский текст. Выбор Макдонаха на фоне прошлых экспериментов выглядит однозначной удачей.

Мода на жесткую драматургию ирландца Макдонаха в российских театрах началась примерно восемь лет назад, с тех пор "Сиротливый Запад", "Человека-подушку", "Королеву красоты", "Калеку с острова Инишмаан" поставили десятки режиссеров в разных регионах России. Для русских театров в Казахстане Макдонах все еще остается чересчур экзотичным и эксцентричным, и первым в стране впустило ирландца на собственную сцену независимое арт-убежище "Бункер".

Режиссер Азамат Абильдинов, выпускник академии искусств, показал, что свободно ориентируется в театральных трендах. Он не только решил инсценировать Макдонаха, но и обрамил повествование о жизни в ирландской деревне казахской этнической музыкой. Под шанкобыз выживающая из ума старая Мэг выглядит степной шаманкой в перманентном состоянии полутранса.

История, описанная Макдонахом в "Королеве красоты", впрочем, не имеет серьезной привязки ни к местности, ни к ментальности. Она о жизни двух женщин, матери и дочери, Мэг и Морин Фолан. Они друг для друга невыносимы, они живут в постоянном раздражении, а все родственные чувства им давно заменило презрение. По соседству, через горку, которую в грязь так просто не перемахнешь, живет семейство Дули. Братья Рэй и Пато становятся катализатором, который приводит конфликт в семье Фолан к жуткой, но логичной развязке.

Художник спектакля Элен Будникова тонко уловила грань между реальным и выдуманным в драматургии Макдонаха. Сочетание ставших декорациями готовых вещей, реди-мейда, с художественно порванной мешковиной дает адекватный тексту пьесы эффект: заставляет переживать историю, не погружая в нее.

"Королева красоты" стала первым спектаклем "Бункера", где достаточное внимание уделяется и работе со светом. На концепцию спектакля работают не только софиты, персонажи активно используют точечный свет – от свеч и спичек до фонариков.

И сценография, и свет, и звук в конечном результате достигают важной цели (вне зависимости от того, ставил ее режиссер или нет): пьеса Макдонаха удивительным образом вписывается в изначальную концепцию арт-убежища "Бункер". Азамат Абильдинов с уважением отнесся как драматургу, так и к команде театра, с которой работал впервые, и в результате поставил спектакль актуальный и не чужеродный.

Единственное, в чем Макдонах и "Бункер" не зазвучали в такт – это актерские работы. Найти созвучие удалось в большей мере исполнительнице роли Мэг Ксении Кутелевой, которая существовала скорее вне своего персонажа, чем внутри него. Это, в общем-то, легко объясняется максимальной непохожестью актрисы на героиню. Но вызов – молодой, яркой и красивой женщине сыграть неопрятную и неприятную старуху с мерзкими привычками – был принят достойно.

Прочие персонажи оказались для вселенной "Королевы красоты" нарочитыми и предсказуемыми. Чересчур экспрессивно кричала Морин Асель Джаксыбаевой, перестарался с маргинальностью своего Рэя Алимжан Кабдрахманов, Артем Тупикин в роли Пато казался слишком бесстрастным. Такая чрезмерность не то чтобы погубила спектакль, но, если откалибровать персонажей, он бы только приобрел.

Инсценировка Макдонаха в "Бункере" - свидетельство если не однозначного успеха театра, то точно того, что команда свернула в верном направлении. Удовлетворенность процессом работы, комфорт существования на сцене и внутри мира драматурга – этого уже достаточно для хорошего результата.

Взят из http://today.kz

Купить билеты на этот спектакль можете здесь: https://ticketon.kz/event/bunker-koroleva-krasoty

предыдущий следующий