В Алматы с 1 по 15 февраля в пятый раз пройдет театральный фестиваль "Откровение", среди основных задач которого – продвижение современного театра в Казахстане и воспитание нового поколения театральных зрителей.

Фестиваль будет состоять из четырех блоков: казахстанского шоукейса, международной программы, программы беби-театра и образовательной программы.

В этом году для казахстанского шоукейса отобрали двенадцать спектаклей из трех городов: Алматы, Астаны и Петропавловска. Из них два – на казахском языке, в двух звучат русские и казахские диалоги, и один построен на миксе русской, казахской и немецкой речи. Все остальные спектакли программы – на русском языке.

Из 12 спектаклей шоукейса я расскажу о пяти, увидеть которые – редкая возможность для алматинцев. Евгений Онегин, русский театр драмы имени Горького, Астана

Начну со столичных гостей. Русская драма имени Горького уже участвовала в "Откровении" несколько лет назад со спектаклем "Язычники" в постановке Йонаса Вайткуса. Литовский режиссер в эти дни снова работает с труппой театра, разминая пьесу "Последние" Горького.

На "Откровение 2018" театр везет "Евгения Онегина", над которым работала московская постановочная команда в главе с Юрием Квятковским, молодым режиссером-экспериментатором. Премьера спектакля состоялась в августе, отчего театру пришлось существенно подвинуть сроки окончания сезона. Зато теперь в их репертуаре есть монументальное полотно (три часа без антракта), созданное по классическому тексту но в актуальном ключе.

В спектакле Квятковского, жанр которого определили "сценами из романа", две пары ключевых героев: Евгений и Онегин, Татьяна и Ларина. Во что выливается такая двойственность, можно увидеть на фестивале. Дата показа "Евгения Онегина" в Алматы – 3 февраля.

86, лаборатория StartDrama, Петропавловск

Театральную лабораторию StartDrama в Петропавловске создали молодые актеры казахского музыкально-драматического театра имени Муканова.

Их задумка на первый спектакль оказалась такой масштабной, что не вместилась в сцены родного театра, и они пошли за помощью к коллегам. В итоге спектакль "86" в Петропавловске играют в декораторском цеху русского драмтеатра имени Погодина.

"86" - это история о желтоксановцах, переданная языком музыки и пластики. Режиссер Фархат Молдагали называет свою работу саундрамой – это жанр, изобретенный российским режиссером Владимиром Панковым, и что такое саундрама алматинцы могли видеть на втором "Откровении", когда в постановке Панкова театр "Ильхом" показывал спектакль "Дождь за стеной".

В "86" заняты пятнадцать актеров, при этом нет ни декораций, ни сложного реквизита, больную для казахстанцев историю труппа рассказывает с минимумом выразительных средств, отчего это получается очень честно. Показ состоится 4 февраля.

Ана жүрегі, государственный театр кукол, Алматы

Спектаклем "Ана жүрегі" алматинский театр кукол открыл текущий театральный сезон, однако показать работу зрителям удалось всего несколько раз. Спектакль режиссера Антона Зайцева поставлен так, что актеры в нем участвуют не только как кукловоды, но и как отдельные персонажи.

"Ана жүрегі" - это интерпретация легенды о материнском сердце, трогательная и тонкая история особенной любви. Спектакль имеет возрастное ограничение 14+, и это тот случай, когда постановщику доказывает: театр кукол – это не только сказки для детей.

Кукольный спектакль впервые попал в казахстанскую программу фестиваля "Откровение", однако Антон Зайцев как режиссер давно известен в Алматы другими спектаклями для взрослых, например, полюбившейся всем историей по Рэю Брэдбери "Жила-была старушка". "Ана жүрегі" в программе фестиваля 2 февраля.

Карагоз, Немецкий театр, Алматы

"Карагоз" Наташи Дубс и Флориана Бильбао из тех спектаклей, которые пошумели за пределами родины, а дома пока их мало кто видел. Всего один закрыты показ в Алматы весной, зато премьера в Астане и гастроли по пяти европейским столицам – такая судьба у истории любви в интерпретации Немецкого театра.

Драму Мухтара Ауэзова два постановщика – алматиснкий и берлинский – решили в формате пластической читки. С одной стороны, это плотный вербальный блок, с другой – чувственный контемпорари дэнс.

Особое внимание рекомендую обратить на визуальное решение: над костюмами декорациями работали не театральные художники, оттого спектакль выглядит свежо, вычурно и стильно. Алматинская премьера "Карагоз" на "Откровении" - 4 февраля. Войцек, 28theatre, Алматы

Независимый театр Азамата Сатыбалды 28teatre представит на "Откровении" спектакль "Войцек" в постановке кокшетауского режиссера Дины Жумабаевой. Авторская режиссура для регионов скорее исключение, чем правило, но Жумабаева – как раз это исключение и есть.

Микс разных школ, приемов и направлений, борьба с актерским почерком "академических" (в спектакле зритель увидит лица, знакомые по театрам Ауэзова и Мусрепова) артистов – и на выходе спектакль, с которым не стыдно представлять страну на международном фестивале.

В "Войцеке" за внимание зрителей борются Азамат Сатыбалды в заглавной роли и Данияр Базаркулов в роли Доктора – два отважных театральных деятеля, рискнувшие раздвинуть рамки сцены государственного театра. Если первый, актер каздрамы имени Ауэзова основал частный театр, то второй работает в театральной лаборатории при ТЮЗе имени Мусрепова, в которой выпустил моноспектакль – "Ол". "Войцека" на фестивале можно посмотреть 2 февраля.

Остальные участники шоукейса – "Мечта" арт-убежища "Бункер", "Верна" театра "Свой", "Мой маленький Оскар" Марианны Покровской, "Звериные истории" театра "Жас Сахна", BOQ коллектива Laboratory 316, "Ер Тостик Groove" театра Бата и специальное закрытое событие фестиваля – рабочие моменты из "Дон Кихота" ARTиШОКа – это наглядная демонстрация театрального процесс в Казахстане за последний год. Это не только любопытный срез, но и возможность увидеть все и сразу.

В следующей части обзора – о международной программе.

Источник: today.kz