Спектакль "Перевернутые люди", который можно увидеть в театре арт-убежища "Бункер" в Алматы, поставили люди, для которых театр – это не работа и не профессия. Инженер Родион Другов и психолог Евгений Романцов придумали и разыграли на сцену историю о собственной (ну, почти) дружбе, и сделали это с такой честностью и таким чувством юмора, которые на алматинских подмостках – громадная редкость.

Действие в "Перевернутых людях" начинается с того, что персонаж Родиона приходит к персонажу Жени (все-таки, оба участника спектакля играют не совсем самих себя) и заявляет, что не хочет больше быть его другом. Потому что дружба, считает Родион, это когда люди друг другу не врут, что к ситуации этих конкретных двух друзей не имеет никакого отношения.

И дальше начинается вербальный пинг-понг. Другов и Романцов полтора часа ведут свой незамысловатый в общем-то диалог, задорно и с удовольствием, затрагивая всевозможные "кухонные" темы – от здорового питания до нездорового политического устройства страны. Они играют с темпоритмом, заигрывают с аудиторией и не заигрываются в выдуманный мир.

Спектакль "Перевернутые люди" прост, как три копейки. В нем из декораций – два стола, из реквизита – корзина для мусора, гамбургер и бутылка бутафорской водки. И при этом в спектакле такая бездна обаяния, что запоминается и увлекает он всерьез. Он нарушает законы, имеет огрехи, но покоряет искренностью.

Над этим спектаклем не работали профессиональные драматурги и режиссеры – Другов и Романцов сами написали текст и сами его инсценировали. Поначалу кажется, что в диалогах персонажей нарушена логика, но этому все время хочется искать оправдание: во-первых, "Перевернутые люди" прекрасно смотрятся, если примерить на них схему театра абсурда. Во-вторых, необходимость быть последовательными с персонажей снимается, если решить, что в каждом отдельном эпизоде задействованы разные Родион и Женя, а не одни и те же – тогда понятно, почему от раза к разу могут отличаться их привычки и взгляды.

Правда, в том, что касается драматургии, самый большой вопрос вызывает финал спектакля, а точнее – финалы, которых я насчитала минимум пять, как будто авторы "Перевернутых людей" до последнего не понимали, где поставить точку в своей истории. Евгений Романцов к этому относится философски: пусть, говорит, каждый зритель сам решает, где для него заканчивается спектакль.

Да и вообще оба автора спектакля к своему зрителю более чем доброжелательны, в спектакле много интерактива и импровизации и никакой четвертой стены – работать так предельно сложно, особенно для артистов, которые не обучались профессионально этим навыкам. Однако "Перевернутые люди" не напоминают ни КВН, ни стенд-ап, а по качеству юмора и настроению близки скорее спектаклям "Квартета И" - с небольшой поправкой на алматинские реалии.

Вместе с тем, в спектакле есть совершенно чудесные режиссерские ходы (над режиссурой Другов и Романцов тоже работали сами), как, например, сцена, где герои выпивают – она поставлена от конца к началу, при этом пластически выполнена очень точно и не без иронии. На последней в принципе во многом строится ценность спектакля – Женя и Родион (что сами авторы спектакля, что их персонажи) получают заметное удовольствие, посмеиваясь друг над другом и над самими собой, и ничуть этого, похоже, не стесняются.

"Перевернутые люди" в состоянии перевернуть (простите за тавтологию) мир тех, кто считает любительский театр чем-то недостойным внимания. Разумеется, с поправкой: то, что делают Родион Другов и Евгений Романцов под силу далеко не любой команде театральных непрофессионалов (да и профессионалам тоже не всем, чего уж там). Если учесть, что львиная доля независимых театров в Алматы – любительские, такие проекты и такая тенденция весьма приятна.