Спектакль "Маркиз де Сад" по пьесе Юкио Мисимы "Маркиза де Сад" поставила в Любительском театре Ермашова режиссер, педагог, актриса ТЮЗа имени Сац Ирина Арнаутова. Все роли в спектакле исполняют непрофессиональные актрисы, студийцы ЛТЕ.

Любительский театр Ермашова открылся в Алматы год назад, его основал и назвал своим именем актер ТЮЗа Игорь Ермашов. Фактически это театральная студия, ученики которой сразу же получают возможность выходить на сцену ЛТЕ – в репертуаре театра есть две детские сказки и три спектакля по популярным комедийным пьесам. Жанр нового спектакля "Маркиз де Сад" его создатели обозначили как "драматическое хокку".

Пьеса Мисимы "Маркиза де Сад" рассказывает о Рене де Сад, жене легендарного французского гедониста. Кроме ее самой в пьесе появляются мать и сестра маркизы, а также графиня де Сан-Фон и баронесса де Симан. Донасьен де Сад существует у Мисимы только в рассказах героинь.

Режиссер Ирина Арнаутова заглавным героем своего спектакля делает самого маркиза де Сада, хотя букве пьесы следует вполне точно: мужских персонажей на сцене все таки нет. Вместе с тем Арнаутова, она снимает акцент и с образа Рене де Сад – она не выглядит центральным персонажем.

На сцене в "Маркизе де Саде" ЛТЕ постоянно находятся пять актрис (точно по списку персонажей у Мисимы, кроме служанки Шарлотты – она существует только как голос), все они одеты в одинаковые платья – льняного цвета балахоны, напоминающие не то монашеские одеяния, не то больничную униформу. Похожие друг на друга, они всего лишь инструмент в раскрытии образа героя, так и не вышедшего к публике.

И если в пьесе Рене де Сад – именно тот персонаж, который проживает развитие от начала к концу (в отличие от не меняющегося Донасьена Альфонса де Сада), то в спектакле вызреванию характеров персонажей внимания уделяется немного. Впрочем, не исключено, что это происходит для упрощения задачи непрофессиональным актрисам: у них у всех заметные сложности с выражением эмоций своих героинь.

А чтобы усложнить действие на сцене, режиссер вводит хореографические элементы, которые, однако, вкупе с восточной музыкой (как дань драматургу?) и аскетичной сценографией составляют странноватый фьюжн.

Что до сценографии, то единственный искусственный элемент, привнесенный постановщиком в черную коробку сцены, это бумажная рама, раскрашенная красным и желтым и покрытая глиттером. Совершенно мультяшная фигура, не несущая никакой дополнительной функции, разве что оттягивать на себя внимание.

Тем не менее, в том, что касается внешнего наполнения спектакля, помимо платьев, есть и другая задумка: все актрисы постоянно находятся на сцене, а те, кто не участвует в отдельные моменты действия в спектакле, служат своим партнершам и декорациями, и реквизитом. И, пожалуй, только такое "использование" друг друга отсылает к тональности, с которой принято говорить о де Саде.

Потому что главное, чего не хватает спектаклю – это свободы. У Мисимы от духа либертинажа, которым пронизана вся биография Донасьена Альфонса Франсуа де Сада, остается легкий эротизм, в спектакле же раскрепощения не случается вообще – ни на сцене, ни в зале. "Маркиз де Сад" театра ЛТЕ не получился сексуальным, хотя, очевидно, таковым планировался.

Но странно сразу требовать честности и чувственности от актеров, которые все еще учатся в театральной студии, и это даже не основное их занятие в жизни. Стоит отдать им должное: вызов сыграть спектакль о самом известном французском развратнике - в Алматы в театре, расположенном где-то между микрорайонами "Таугуль" и "Орбита", - они приняли и выдержали.

Источник: today.kz