Алматинский независимый театр "Жас Сахна" открыл сезон спектаклем Барзу Абдураззакова "Лекарь поневоле" по пьесе Мольера.

Фарс и балаган – в такой стилистике худрук театра "Жас Сахна" уже решал "Счастливых нищих" Гоцци. "Лекарь поневоле" выглядит здесь практически сиквелом, но с заметными отличиями: история не имеет социально-политического подтекста, а чувство юмора у режиссера с каждым разом становится все разнузданней.

Сганарель – главный герой "Лекаря" – типичный мольеровский персонаж. Не слишком умный и приятный, чтобы подняться по социальной лестнице, но достаточно хитрый и предприимчивый, чтобы обаять власть имущих. По сюжету пьесы, жена Сганареля Мартина рассказывает помощнику влиятельного Жеронта, что ее муж – известный врачеватель. Легенда, которая должна была поставить героя в опасную ситуацию, напротив, помогает ему заработать.

Абдураззаков от текста Мольера оставил сюжетную канву и несколько диалогов, большую же часть реплик переписал. За время работы с труппой театра "Жас Сахна" режиссер регулярно стремился адаптировать под свой почерк драматургов, и удачно это практически ни разу не заканчивалось.

В "Лекаря поневоле" постановщик ввел в избытке грубых и неповоротливых шуток, которые даже для непритязательного фарса кажутся чересчур. "Жопа", "клизма", предсказуемая рифма к имени Орас – лексикон героев получается своеобразный. Еще больше о настроении спектакля может рассказать сцена, где Сганарель тянется губами к соску Жаклины.

Против чего бунтует режиссер, при этом не ясно. В "Счастливых нищих" можно было считать революционные намерения постановщика – как в репликах, так и в сценографии. В "Лекаре поневоле" сценография не просто декоративная, а навязчивая (и костюмы вырвиглазные), при этом не несущая дополнительных смыслов. Даже самый главный элемент декораций – деревянный ящик с надписью "Реквизит" по центру сцены, кажется, существует только для того, чтобы исполнитель главной роли Данияр Арипов эффектно запрыгивал на него с пола.

В "Лекаре" есть новые лица – ведущим артистам Вахиду Изимову и Виталию Куприянову компанию на сцене составляют дебютантки Айгерим Мустафа и Толганай Тлеубекова, а также чуть более опытные Данияр Арипов и Тогжан Таханова, которые были заняты в спектакле "Последний экзамен" – предыдущей премьере театра.

Но с актерами выходит неловко. Молодой состав спектакля (у "Жас Сахна" вся труппа – недавние выпускники театральных вузов, там нет ни одного актера старше 35) как будто получил единственную режиссерскую задачу: петросянить. И оттого что чувство юмора актеров диссонирует с чувством юмора худрука, получается в конце концов, мягко говоря, беспорядочно.

Уже который спектакль подряд Барзу Абдураззаков, кажется, совсем не обращает внимания на команду, с которой работает: ни на ее возраст, ни на способности, ни на сильные места, ни на слабые. Существовать без адеквантых задач – для актера в поисках настоящая пытка, и вопрос только в том, как долго ее сможет выдерживать труппа. Театру уже несподручно называться "жас" – молодой сценой. Второй сезон он – просто сцена.

Источник: today.kz