Первая премьера "лермонтовки" в новом театральном сезоне – мелодрама "Филумена" по пьесе Эдуардо де Филиппо в постановке приглашенного режиссера Григория Лифанова.

Практика приглашать постановщиков из-за границы в лермонтовском театре имеет переменный эффект: революция то случается, то нет. В случае с "Филуменой" ничего нового зрители не увидят, зато радетели за "традиционные" ценности в театре получат спектакль, который в общем-то не стыдно будет показать и тем, кто не радеет. У свежей премьеры есть ряд неоспоримых плюсов, и сам он достаточно симпатичный.

Пьеса Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано" - классическая мелодрама. Это история бывшей проститутки, которая прожила в доме богатого мужчины четверть века и после смерти его жены сумевшая наконец выйти за него замуж. Специфику жанра режиссер Григорий Лифанов, сценограф Сергей Мельцер и художник по костюмам Любовь Возженникова передали максимально аутентично и даже с некоторой иронией.

Цветовое решение спектакля – сепия. Миллион оттенков тусклого золотого, коричневого, бежевого создают картинку приятную и очень стильную. Это отсылает не то к старым фотографиям, не то к кинопленке. Эффект "голубого экрана" поддерживается спроецированным на светлый задник сцены светом – вообще световое решение в "Филумене" ненавязчивое и весьма точное.

Время от времени прозрачная вуаль спускается на сцену, отделяя ее от зрителя – Лифанов усиливает "четвертую стену", с которой и без того труппе лермонтовского работать привычно. Свой спектакль постановщик монтирует, как телевизионный сериал: в нем заметны заставки (когда два персонажа родом явно из комедии дель арте в исполнении Рауфа Хабибуллина и Владислава Букаткина изображают пантомиму), титры (когда герой Геннадия Балаева протяжно стонет несколько раз за действие: "Филумена!"), краткое содержание предыдущей серии (когда Ирина Лебсак в образе Филумены в начале второго акта повторяет две минуты действия из конца первого).

Пытаясь не дать зрителю заскучать, режиссер ближе к финалу понемногу разрушает вселенную мыльной оперы: в спектакле появляются цвета и неожиданные музыкальные номера. Но два с половиной часа мыла – это все-таки два с половиной часа мыла, и нужно иметь определенный темперамент, чтобы удерживать себя во внимании все это время.

Интересно, что Лифанов все-таки предпринимает попытку сделать "Филумену" динамичной: на протяжении всего спектакля слышится звук хода часов, который как будто должен задавать темп работе актеров. Почему-то это не срабатывает: каждый держит собственный ритм, и оттого спектакль кажется даже более тягучим, чем это может быть продиктовано законами жанра.

Никто из артистов не выходит за пределы возможностей, в исполнителях главных ролей Геннадии Балаеве и Ирине Лебсак много знакомого публике обаяния, мало правды и совсем нет новизны, в рамках возможностей и амплуа работают и актеры второстепенных ролей Оксана Бойченко и Игорь Личадеев.

Трое сыновей Филумены – Роман Жуков, Илья Бобков и Максим Лукоянов – оживают только в уже упомянутом инородном музыкально-танцевальном фрагменте. И только Пульчинеллы, пусть эпизодически, отрабатывают по-настоящему энергично.

Что самое забавное: кажется, будто весь драйв команда спектакля берегла для поклона. К публике артисты под занавес выходят все в тех же образах, но с совершенно другим настроем: искренние и страстные. Четвертая стена падает, приходит ощущение свободы. Жаль, что это случается так поздно.

Источник: today.kz