Прошлогодняя выпускница Щукинского училища, ученица Римаса Туминаса, режиссер и актриса театра имени Вахтангова Гульназ Балпеисова представила свой первый спектакль на большой сцене. Молодого постановщика пригласил алматинский русский драмтеатр имени Лермонтова.

Самый сложносочиненный спектакль "лермонтовки" за последние годы – визуально эстетский, технически выдержанный, актерски прямолинейный – "Горю от ума" Балпеисовой определенно подходит определение "вдарить рок". И как будто в подтверждение того режиссер оканчивает спектакль сценой (внимание, спойлер!), где все грибоедовские персонажи каноном поют Цоя.

Балпеисова препарировала текст Грибоедова, нарезала его на фрагменты, добавила еще сотню аллюзий и собрала в придуманном ею порядке. Текст в результате остался неизменным, но парадокс: несмотря на плотность вложенных в спектакль смыслов, в нем все равно остается масса "развилок", на которых зрителю предлагается пойти по одному направлению мысли с постановщиком или – в противоположном.

Первый акт, где происходят все основные события пьесы, по факту случаются только экспозиция и завязка, настраивает: это не самый привычный ракурс, с которого смотрят на русскую классику. Он отстраненный, но при этом любопытный и пристальный, ему Балпеисова, вероятно, научилась у своего мастера Туминаса. В ее "Горе от ума" нет поклонения Грибоедову, благоговения перед фигурой классика, но есть уважение режиссера к материалу и главное – азарт.

Печь, валенки, шали – это некие маркеры, которыми режиссер подчеркивает "русскость" атмосферы спектакля. На них персонажи фокусируют внимание зрителя, и они же рассказывают об общих точках соприкосновения двух грибоедовских миров: и Чацкий, и Фамусов в конечном итоге ведь выступают за эту самую "русскость", только в разных ее проявлениях.

Инаковость Чацкого постановщик выделяет формально только в одном эпизоде – в монологе "А судьи кто?", который в спектакле решен как лекция – с переводом с грибоедовского на современный русский. В этом моменте дистанция между персонажем и исполнителем становится минимальной за весь спектакль, и вероятно, сокращается дистанция и между постановщиком и публикой. Балпеисова говорит о ситуации в современном казахстанском обществе, о собственной личной боли.

Второй акт выглядит в разы более эклектичным: впрочем, постановщик обвинения в такой манере принимает и себя не оправдывает – пока это единственный известный и доступный ей способ вести диалог не только с собой и со зрителем, но и с мировым культурный контекстом. Поэтому сцена бала в доме Фамусова напоминает брейнсторминг: в нее набросаны десятки идей и приемов, которые в итоге так и не приобрели конкретных очертаний. Эпизод решен гротесково, но этот фокус работает не на весь актерский состав: для части труппы преувеличенное существование на сцене настолько привычно, что не поймешь: то ли режиссерская задача была такой, то ли они пошли по проторенному пути.

Тем не менее, ставка на актеров заметна в работе Гульназ Балпеисовой. Предложить труппе лермонтовского минимизировать переживания на сцене и таки добиться этого – челлендж и для постановщика, и для артистов этой конкретной школы. В результате красноречив контраст исполнителя роли Чацкого Романа Жукова и остальных персонажей (все по Грибоедову, заметьте). Для Жукова "Горе от ума" вообще стало большой удачей, он как будто переродился в этом спектакле и напомнил, наконец, кто в "лермонтовке" – лидер своего поколения. Измученный массовым репертуаром, откровенно слабый в роли Звездича в предыдущей премьере, в "Маскараде", актер с такой страстью вцепился в Чацкого, что этого нельзя не заметить – он сносит своей энергией. Интересна здесь некая визуальная рифма (вряд ли задуманная) применительно к "Маскараду": из "Маскарада" Туминаса Балпеисова позаимствовала идею со снегом, и там, где у Туминаса под снегом оказывается Звездич, у Балпеисовой – Чацкий.

В том, что касается картинки спектакля, большой вклад художника по свету. Нарек Туманян имеет гигантский опыт в ведущих российских театрах – Вахтангова, "Современнике", РАМТ, МХТ, БДТ – он сделал из лермонтовской коробки плотный световой куб, наполнил его дымом – в дыму идет вообще практически весь спектакль (это про "дым отечества"?), вписал в него зеркало, которое по ходу действия меняет свою прозрачность, выставил свечи. Капитальная деревянная мебель на легком фоне, где в невесомости практически парит оконная рама, общая асимметрия задника создает ощущение сюрреальности происходящего. А в той самой сцене бала, когда пастельный фильтр сменяется на алый – тревожности и страха.

Интенсивности происходящему добавляет музыка: в спектакле нет практически ни одного фрагмента, где бы не звучала музыка. Над этой составляющей "Горя" работал еще один приглашенный специалист – композитор Фаустас Латенас. Строя музыкальное оформление спектакля на знаменитом грибоедовском вальсе, он, следуя эклектичной манере режиссера, вплетает в звуковую линию и другие мотивы – от оперных до поп-культурных. При этом от эпизода к эпизоду интенсивность музыкального сопровождения сменяется от тонкого "настроенческого" фона до откровенной какофонии (снова в той самой сцене бала). Помогла композитору и актерская команда театра – сплошь поющие лермонтовцы гармонично продолжили вокальными партиями ту линию, которую вел Латенас.

Если спросить, о чем "Горе от ума" Гульназ Балпеисовой, я отвечу: о ложных идеалах. В этом смысле ключевой сценой в спектакле кажется та, где Фамусов диктует Петрушке (а Петрушка в этой трактовке – юродивый, и его совершенно очаровательно воплощает молодой актер Владислав Букаткин) список дел, а тот рисует карандашом рожу на листке. А потом берет этот рисунок, ставит на видное место и приносит к нему, как к иконе, свечу. И вот эта свеча у нарисованного дурачком корявого портрета объясняет все: и позиции обеих сторон в пьесе у Грибоедова, и наше сегодняшнее общественное устройство, и даже то, почему "Горе от ума" Балпеисовой может перестать собирать залы.

30 июня "Горем от ума" театр имени Лермонтова закроет сезон. Идите, если не страшно посмотреть со стороны на себя и в лицо современному русскому театру. Билеты, на удивление, все еще есть.

Источник: today.kz