Танцовщица Алина Абилкаламова и музыкант Артур Асланян, которых вместе алматинцы видели в импровизационных перформансах театра И.Л.И., а Асланяна отдельно – в спектаклях англоязычного театра KELT, на пару придумали новый театральный проект. Их первый совместный спектакль – танцдрама "Варнам" – основан на индийской культуре, и ей же будут посвящены уже задуманные следующие работы.

"Варнам" с санскрита – "краска". С выкрашенными в красный цвет ступнями и ладонями Алина Абилкаламова полтора часа существует на сцене в движении, демонстрируя пантомиму и традиционный индийский храмовый танец. В спектакле мало текста, а весь сюжет можно уложить в два предложения. Если совсем кратко, то "Варнам" рассказывает о том, как героиня вышла замуж за царя, но из-за ревности разрушила собственную семью.

Вместе с тем, повествовательный ряд в спектакле весьма интенсивный, а сам танец напоминает скорее сурдоперевод: в каждом движении читается нарратив, даже если вы не специалист в индийской хореографии. Дважды за спектакль героиня повторяет: "А теперь я хочу станцевать об этом", - но это в результате выглядит не повтором, а скорее альтернативной точкой зрения на уже "пройденный материал".

Удивительно, что при этом спектакль получается очень ироничный: в нем масса забавных наивностей, которыми славится, к примеру, болливудское кино. Все в соответствии со штампами: прекрасная дева, такой же прекрасный принц, коварная соперница (которой нет), обаятельный нищий музыкант (которого тоже нет), и самое главное – злодей, но не во плоти, это – ревность и скука. Добавьте к этому преувеличенную мимику, работу с голосом, совсем немного интерактива – все вместе выходит забавно.

"Варнам" – это тот случай, когда для того, чтобы спектакль состоялся, артистам не нужно ничего, кроме собственного тела. Абилкаламова и Асланян, создавая танцдраму для площадки арт-убежища "Бункер", с легкостью перенесли его на новую – спектакль органично вписался в строящуюся площадку большой сцены ARTиШОКа, где продолжается проект "Большая сцена PREVIEW". Индийский "балет" на стройке отчего-то не вызывает диссонанса, он не требует никакой сценографии, особенного света – все, что нужно, у создателей с собой: смена костюмов, ноутбук с музыкой и флейта. Касательно последней есть только одно сожаление: во-первых, и ее в спектакле звучит немного, во-вторых, Асланяна знают как мультиинструменталиста, и больше живого исполнения, не только на духовых, спектаклю только пошло бы на пользу.

Компактные спектакли, умещающиеся в чемодане, на одного-двух-трех артистов – это абсолютный тренд в алматинских любительских театрах в ушедшем сезоне. Это с одной стороны накладывает на авторов определенные ограничения в выразительных средствах, с другой – оставляет меньше поля для ошибок и, что самое главное, позволяет, что называется, нести искусство в массы.

Следующий "индийский" спектакль Алины Абилкаламовой и Артура Асланяна будет называться "Праздник любви", он основан на традиционной пьесе возрастом в полторы тысячи лет и в нем будет меньше танца, но больше драмы. Премьера состоится в "Бункере" 16 июля.

Источник: today.kz